Нарушение речи у ребенка — довольно часто встречающееся сегодня явление. И хотя исправить речь можно в любом возрасте, все же наиболее благоприятным периодом для решения этой проблемы является дошкольный возраст. Различают три основных вида нарушений речи у дошкольников:

Лина Владимировна – учитель-логопед. Специалист І категории. Преподаватель логопедии и специальной психологии. Общий педагогический стаж – более 17 лет, в том числе практикующим психологом.

Лина Владимировна – учитель-логопед. Специалист І категории. Преподаватель логопедии и специальной психологии. Общий педагогический стаж – более 17 лет, в том числе практикующим психологом.

  1. Дислалия – нарушение произношения отдельных звуков либо их групп;
  2. ФФН (фонетико-фонематические недоразвитие) – нарушение произношения звуков и недоразвитие речевого слуха;
  3. ОНР (общее недоразвитие речи) – нарушение всей речевой системы: произношения, фонематического слуха, слоговой структуры, грамматики и связной речи.

В частном детском саду «Перлына» логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 4 лет. Диагностику речевого развития детей старшей группы, логопед проводят в начале учебного года для своевременного оказания помощи, а дети средней группы обследуются на протяжении всего года.

Главной целью коррекционной работы проводимой логопедом, является развитие речи ребенка в целом, а именно:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие физиологического дыхания;
  • уточнение артикуляции (положения губ, языка, зубов при произношении отдельных звуков);
  • развитие физического и речевого слуха;
  • развитие слухового внимания, понимания и различия речевых и неречевых звуков;
  • формирование фонематического представления и восприятия;
  • развитие зрительной памяти;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • коррекция звукопроизношения;
  • накопление и активизация словарного запаса;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения;
  • развитие связной речи;
  • совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и логопеда, можно достичь хорошего и качественного результата в исправлении и развитии речи ребенка. С этой целью, логопед даёт родителям задание, выполняя которые, они обучаются тому, каким образом необходимо заниматься с ребенком, помогая ему в формировании грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи.

Важно знать, что невнятная речь ребёнка может не только затруднять его взаимоотношения с людьми, но и нередко накладывать отпечаток на его характер. Недоразвитие фонематических процессов может привести к нарушению письма и чтения, а также появлению ряда специфических ошибок и неуспеваемости. А общее недоразвитие речи может негативно сказаться на процессе усвоения грамоты и на будущей успешности обучения ребёнка в школе в целом.

Правильно поставленная речь – это необходимость в современном обществе. Поэтому важно учитывать, что в норме ребёнок в 5 лет должен правильно говорить все речевые звуки. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно.