Скоро праздник радости

Скоро Суккот . Праздник радости и единства. Что стоит помнить и знать

Суккотнамного больше, чем просто традиция

    У каждого праздника, как правило имеется несколько названий, и Суккот в этом плане не является исключением. Этот праздник так же именуют  «праздником сбора урожая» или «временем веселья нашего». Но все же наиболее распространено название «праздник шалашей». Почему шалашей? Очень просто : слово «сукка» переводится как «шатер», или «шалаш»  построение оного, символизирует несколько значений, одним из которых, является  отказ от опасной человеческой самоуверенности. Принимая порой мировую безопасность  за однозначную материальную платформу над которой человек способен властвовать, мы заблуждаемся, ибо надежность нашего существования зависит совсем от иных, более высших и несокрушимых  причин. Проще говоря, суть праздника, заключается в том, что человек должен, даже будучи богатым, не возгордиться и помнить, что дом и достаток — это не главное.

Так же, исторически, этот праздник напоминает нам об исходе евреев из Египта. На пути из египетского рабства в свою страну евреи жили именно в подобных шатрах-шалашах.

    Суккот — это в первую очередь светлый, добрый и веселый праздник! Когда урожай собран, еще не начались дожди, люди могут позволить себе отдохнуть и порадоваться хорошему урожаю. В Торе Суккот так и называется – праздник сбора урожая. В шалашах едят, пьют, танцуют, веселятся, принимают гостей и даже спят.

    Говоря о празднике Суккот, Тора трижды упоминает о веселье:

  1. «И веселитесь пред Г-сподом семь дней» (Ваикра, 23);
  2. «И веселись в твои праздники…» (Дварим, 16);
  3. «И будешь только веселым» (Дварим, 16).

    В дни этого праздника, повсюду, особенно в Израиле, можно видеть построенные шалаши: у домов, на балконах, в палисадниках, на автомобильных стоянках и даже — на военных базах, что является обязательным условием. Особенно радуются празднику дети, для которых ночевать в шалаше — это настоящее незабываемое приключение. 

Немного о традициях и атрибутах.

    В Суккот выполняют особый ритуал — «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают добра. Однако,  Бог всех соединил в один букет — один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Согласно другому толкованию, каждое из растений — определенная часть человеческого тела. Этрог — это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.  «Арбаа миним» или четыре вида растений представляет собой одну из важнейших заповедей. Она призывает человека улучшить его отношения с окружающими. Четыре вида растений — этрог, лулав, адас, арава, — над которыми произносится особое благословение в дни праздника Суккот, символизируют единство народа и нашу взаимную ответственность друг за друга.

Каким должен быть «шалаш»

«Сука» не должна располагаться ни под каким строением, она не может быть накрыта никаким навесом — но должна находиться под открытым небом. Сначала воздвигают ее стены. В крайнем случае достаточно, чтобы настоящих стен было две, а третья символизировалась бы лишь доской шириной не менее 10 см (тефах). Длина и ширина «сукки» должны быть не менее 70 см (7 тфахим), а высота ее от земли до «схаха» (крыши из веток) — не менее 80 см и не более 10 м.

«Суку» принято  украшать. Постарайтесь, чтобы ваша «сукка» была очень красивой, чтобы у вас был прекрасный «талит». Существует обычай украшать «сукку» теми семью видами плодов, которыми славится Страна Израиля, а так же там можно развесить красивые картинки, на которых написаны связанные с праздником Суккот цитаты из Танаха и перечислены «ушпизин» .

«Схах» должен состоять из растений — но обязательно из сорванных, срезанных или срубленных. Нельзя использовать ветки дерева или кустарника, растущего из земли. Принято также использовать в качестве «схаха» циновки — однако они должны быть сделаны специально для «схаха», их нельзя использовать для иной цели.

 

Следует позаботиться, чтобы «схах» был достаточно густым, а именно так, чтобы внутри «сукки» тени было больше, чем солнца. То есть так, чтобы в полдень, когда солнечные лучи падают почти отвесно, тени внутри «сукки» было бы больше, чем солнечных бликов. Однако, нельзя делать «схах» слишком плотным: необходимо, чтобы ночью сквозь щели в «схахе» проглядывали яркие красивые звезды.  


«Ушпизин» или гости праздника Суккот

    Семь «ушпизин» (гостей) посещают в течение праздника «сукку» каждого еврея, соблюдающего заповеди Торы. Это — души Авраама, Ицхака, Яакова, Йосефа, Моше, Аарона и Давида, и каждый из «ушпизин» по очереди возглавляет их всех.

Читать приглашение «ушпизин» войти в «сукку» — это символ скитальческой жизни, который  выражает надежду на то, что больше не придется странствовать, и что больше не предстоит прибывать в изгнании.

Чтобы удостоиться посещения этих семи гостей и чтобы праздничное веселье было настоящим весельем, должно также приглашать к себе гостей из плоти и крови. Стоит обязательно помнить об одиноких, бездомных и нуждающихся, у которых нет возможности выполнить заповедь. Их следует пригласить под сень своей «сукки», как сказано в Торе: «И будешь веселиться в твои праздники — и ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, и гер, и сирота, и вдова, что находятся в воротах твоих».

 

Трапеза

    Суккот, как и другие праздники, начинается перед заходом солнца. Хозяйка дома зажигает свечи, и через некоторое время в синагоге начинают праздничную вечернюю службу (маарив).

Главными яствами, с которых непременно начинают вкушение всего многообразия подаваемых блюд, считаются хала, вино и мед. Плетеная хала с медом символизирует достаток, благополучие и сладкую жизнь в будущем году, а выпивая вино, благословляют Бога, «заповедавшего жить в сукке и давшего возможность дожить до настоящего дня».

Как и любую трапезу, в течение которой ели хлеб, заканчивают выражением благодарности Всевышнему — произносят (биркат а-мазон) — благодарение за еду, за Землю Израиля, за этот праздник, за Иерусалим и за все хорошее, что мы имеем в жизни.

Счастливого Суккота!